- Репин Ил. Еф.
-
РЕ́ПИН Ил. Еф. (1844—1930) — один из наиб. Значит. предст. рус. реалистич. живописи. Родился в г. Чугуеве (Украина). В 1863 окончил рисовальную школу Об-ва поощрения художников (ОПХ), ученик И. Н. Крамского, оказавшего значит. влияние на раннее творчество Р., учился в АХ (1864—71; получил большую зол. медаль за работу "Воскрешение дочери Иаира", 1871). В 1873—76 как пенсионер АХ путешествовал по Италии и Франции, изучал иск-во Зап. Европы. Создал там ряд произв.: "Парижское кафе", "Садко", этюд "Негритянка" (все 1875—76). В пейзажах использовал методы пленэрной живописи ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876). Демокр. идеи 60-х гг. нашли воплощение в полотне Р. "Бурлаки на Волге" (1870—73, эскизы подготовлены на Волге, в с. Ширяево). Особую силу его полотнам придает единство мысли и худож. формы. В 1878 Р. становится членом ТПХВ (Т-ва передвижных худож. выставок). В произв. кон. 70-х — нач. 80-х гг. часто затрагивается крест. тема ("Проводы новобранца", 1879; "В волостном правлении", 1877). Наиб. Значит. работой, посвящ. сложности и противоречивости жизни пореформ. деревни, стала картина "Крестный ход в Курской губернии" (1880—83), сочетающая четкость композиции и совершенство передачи световоздушной среды. Р. работал также в жанре ист. живописи, убедительно воссоздавая напряженный драматизм ист. события, психол. силу значит., подчас траг., фигур рус. истории ("Царевна Софья", 1879; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885). Соверш. иным настроением пронизано полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878—91), насыщенное истинно нар. юмором. Ряд произв. Р. посвящен ист.-рев. теме: "Отказ от исповеди" (1879—85), "Арест пропагандиста" (1880—92), "Не ждали" (1884—88). Продолжая традиции В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Р. создал галерею образов деятелей рус. культуры, в каждой работе стремясь передать неповторимо-индивидуальные черты модели ("А. Ф. Писемский", 1880; "М. П. Мусоргский", 1881; "П. А. Стрепетова", 1882). Мастерство Р.-портретиста нашло яркое выражение и в одном из самых значит. произв. последнего периода творчества — "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1901—03, совм. с учениками — Б. М. Кустодиевым и Н. С. Куликовым). Р. создал значит. графич. и скульпт. произв. Изв. как теоретик иск-ва, литератор. В 1894—1907 преподавал в АХ (ректор в 1898—99), учитель И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского и др. После 1917 продолжал жить в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1917 по 1940 — терр. Финляндии). В 1940 там был открыт мемор. музей (усадьба-музей сожжена в годы войны. Восстановлена в 1958). Творчество Р. — типическое явление рус. живописи 2-й пол. 19 в.; оно воплотило в себе лучшие черты "передвижнического реализма".
Соч.: Далекое близкое. 8-е изд. Л., 1982.
Лит.: Грабарь И. Э. Репин: В 2 т. М., 1963; Чуковский К. И. И. Репин. 2-е изд. М., 1983; Илья Репин: Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985.
И. Е. Репин (справа) и Л. Н. Толстой. Ясная Поляна. 1908
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.